Алексан Леонидов Межкультурный диалог: Эстония - Беларусь 0:0
В рамках «Европейского Года Межкультурного Диалога» в Таллине 15-го декабря состоялся семинар под названием «Межкультурный диалог: Эстония и Беларусь». В помещении клуба «Seiklusjutte Maalt ja Merelt» находящегося по адресу Tartu mnt 44 собрались многие известные в Эстонии и за ее пределами люди. Были замечены: профессор Эстонской художественной академии и посол года по межкультурному диалогу Давид Всевиов, лекторы учебного центра Аудентес Таллинского Технического Университета Анжелика Ленсмент и Евген Цыбуленко, эксперт по североевропейской политике и странам Балтии, по отношениям ЕС - Россия Николай Мейнерт, а также представители белорусских молодёжных организации. У порога всех прибывающих встречала представительница зарегистрированной в Эстонии организации "Новый белорусский путь" Ольга Якубовская. Усилиями организаторов семинар прошел в теплой и доверительной обстановке, чему в немалой степени способствовал фуршет после официальной части.
На повестке дня стояло обсуждение следующих вопросов:
* Какие общественные предпосылки способствуют формированию открытого общества?
* Какие внутренние процессы и договоренности общества для этого необходимы?
* Почему начавшие свой путь с одинаковой стартовой позиции Эстония и Беларусь в настоящий момент находятся в различных положениях?
* Можно ли это объяснить с историко-культурных точек зрения?
* Может ли Эстония являясь страной, членом Евросоюза, внести свой вклад в дальнейшее развитие Беларуси и что для этого может сделать гражданское общество Эстонии?
Встречу открыл редактор государственного радиоканала на русском языке Илья Бань, который поздравил Давида Всевиова с присвоением ему почётного звания посол года и присуждением премии Ааду Лукаса. В свою очередь профессор выразил признательность собравшимся за поздравления и перешёл непосредственно к вопросам, связанным с темой семинара. Впрочем говорить о Белоруссии он не стал, признавшись что никогда там не был, зато очень эмоционально и живописно рассказал о том, что для него, профессора, значит быть несвободным. В качестве примера г-н Всевиов поведал о страхе, который он испытывал в советское время при посещении гостиницы "Интурист".
"Весы свободы для меня - это страх быть задержанным при выходе из гостиницы. Сейчас я чувствую себя свободным, но этот страх остался" - сказал Давид Всевиов.
В разговор вступила Анжелика Лесмент не забыв упомянуть, что в Белоруссии не жила с 1993 года. Продолжая развивать мысль профессора Всевиова г-жа Ленсмент поведала собравшимся, что именно в таком страхе сейчас живёт весь белорусский народ и надо срочно помочь созданию в Белоруссии некого гражданского общества по образцу демократического эстонского. "Ведь в Эстонии можно не опасаясь сказать, что Ансип фашист, а в Белоруссии даже подумать такое безнаказанно о Лукашенко нельзя". По мнению госпожи Лесмент безнаказанное оскорбление высших лиц государства — это и есть высшее достижение эстонской демократии.
Прервав выступавшую Илья Бань заметил, что не так давно бывал в Минске и как-то не заметил особого страха или замкнутости у людей, присущей гражданам тоталитарных режимов.
В продолжение тона заданного Анжеликой своим видением различий между Эстонией и Белоруссией поделился Евген Цыбуленко. Разразившись длинной тирадой обвинений в адрес коммунистической идеологии и связанных с ней "преступлений коммунизма" оратор высказал мысль, что основной причиной почему в Белоруссии нет такого развитого демократического общества как в Эстонии является гораздо больший срок нахождения страны под "игом" коммунизма. " Если в Эстонии большевистский режим установился вместе с оккупацией начиная с 1940 года, то Белоруссия фактически была под властью большевиков начиная с Октябрьской революции и гражданской войны".
Далее Цыбуленко начал описывать злодеяния, которые совершил по отношению к белорусской культуре уже нынешний президент Белоруссии. Одним из них он назвал переименование проспекта Франциска Скорини, названного в честь известного переводчика библии на белорусский язык в проспект Победы. На замечание одного из присутствовавших, что улицу переименовали в проспект Независимости, Евген Цыбуленко нисколько не смутившись ответил: "Это не так важно. Главное, что уничтожается культура белорусского народа".
В противоположность прошлым ораторам, не бывавших в современной Белоруссии, жительница славного города Бреста Ольга Якубовская поделилась своими размышлениями о жизни в современной Белоруссии, менталитете белорусского народа и проблемах местной молодёжи. Как ей кажется, большинство жителей Белоруссии довольны своей жизнью. Нет там и острых национальных противоречий, столь характерных для большинства стран бывшего Советского Союза. Определённое беспокойство у Ольги вызывает тот факт, что жизнь в обществе протекает достаточно монотонно. В большинстве случаев общество во многом равнодушно к политике проводимой государством, вяло реагирует на те или иные события, происходящие в стране.
"Вот супруга Александра Лукашенко живёт где то в деревне, а он с собой везде водит какого-то мальчика. И это никого не волнует" - С горечью в голосе сказала Ольга. И продолжая тему отметила, что конечно части молодёжи не нравится такая скучная жизнь и она стремится познать чего-то новое. Молодые люди желают хоть каких-то перемен. И эти перемены по их мнению может принести только западные ценности и демократия.
На вопрос одного из гостей семинара: "Что в вашем понимании означают западные ценности? Неужели ей хочется таких ценностей, которые сейчас можно видеть в Греции?" - Ольга Якубовская не успела ответить, так как встрял Евген Цыбуленко, сказав что дело совсем не в этом, а в общей системе. Его поддержала и Анжелика Лесмент добавив, что в Белоруссии стёкла не бьют как в Греции потому, что нет так необходимой обществу демократии и свободы самовыражения.
Присутствовавший в качестве гостя на семинаре художественный руководитель Центра Русской Культуры Александр Ильин справедливо заметил, что сравнивать проблемы общества в Эстонии и Белоруссии не совсем корректно. Именно по той причине, что в Белорусси в отличие от Эстонии нет межнациональных противоречий, а разногласия носят во многом политический характер. " Русские для эстонцев чужие. У эстонцев своя судьба и свои законы. А для белорусов русские свои, родные "
Так же Ильин добавил, что во многих бедах на постсоветском пространстве обвиняют русских.
"Это неправильно. Если смотреть правде в глаза, то тогда надо признать, что украинцы и белорусы в этом случае также должны отождествляться с русским народом, как несущие равную ответственность за всё, что было плохого в годы советской власти. Только духовность и вера в Бога и Церковь могут помочь всем в этом мире наладить нормальные отношения и достичь взаимопонимания по многим вопросам".
" Ну какая может быть Церковь? РПЦ что ли? Так она проводит пророссийскую политику" - возразил ему Цибуленко.
" Всё-равно самый правильный и верный путь через церковь и веру. Я к ним пришёл в сорок лет" - завершил свое выступление Александр Ильин.
Внимательно слушавший выступавших, молчавший до этого времени Николай Мейнерт приподнялся из своего удобного кресла тихим голосом, но с твёрдой интонацией спросил: А чего Вы хотите?
Не услышав после некоторой паузы ответа, он продолжил.
"В любой стране, в любом народе есть свои проблемы. Что мы с вами можем предложить для их решения? Ведь как я понял, большинство жителей Белоруссии вполне довольны своим существующим положением. Зачем им куда то стремиться? Зачем искать от хорошего лучшее? Если говорить о Белорусской оппозиции, то она на самом деле никакая. У неё нет экономической программы, нет социальной. Куда она призывает народ? Люди смотрят на соседнюю Украину, на Россию... Нужна им такая жизнь? Нет не нужна...Если говорить о Западе, то никакой информационной блокады в Белоруссии нет. Возможностей узнавать правду для желающих масса. Получается не все Западные свободы нужны сейчас этому народу. Ведь свобода на Западе весьма условное понятие и страх в любом обществе, в любом государстве в той или иной форме всёравно существует. Страх перед полицией, страх потерять всё из за невозможности выплачивать кредиты, страх за завтрашний день в разгар экономического кризиса. Да и много чего ещё есть такого, что способно сделать человека несвободным даже при самой развитой демократии".
После этого выступления актуальность вопросов поставленных перед семинаром как-то поблекла и Илья Бань решил, что настала пора выступить с заключительным словом в котором он поблагодарил всех собравшихся участников и гостей за проявленный к мероприятию интерес. Также он выразил уверенность, что в любом случае с каждым годом жизнь в Белоруссии будет меняться в лучшую сторону и такие семинары могут только способствовать этим позитивным изменениям.
Дальше из мероприятия призванного решить вопросы межкультурного диалога, семинар плавно перетек в тёплый, дружеский вечер. Участники и гости перешли к столам, и с бокалом вина или чашкой ароматного кофе под вкусные закуски продолжили общение на более свободные темы. Вечер прошел не зря.