Бойкотом встретили 1 сентября начало учебного года русские школы Эстонии. К акции призвали педагоги и учащиеся Кохтла-Ярве… Спешу успокоить эстонские власти и СМИ. Разумеется, это – выдумка. Но…
Факт то, что три директора средних учебных заведений этого города уволились накануне Дня знаний по собственному желанию. К радости русского мэра города: педагоги спасли городской бюджет от разорительных штрафов, назначенных эстонской Языковой инспекцией местному самоуправлению за то, что три уволившихся руководителя народного образования не владеют на должном уровне государственным языком.
Родители учащихся, сами старшеклассники трех русских школ считают, что, по сути, изгнание опытных руководителей, а одна из них, Роза Андреевна Иванова – действительный член российской Академии педагогических и социальных наук, нанесло сильный удар по русскому образованию на северо-востоке страны. Роза Ивановна квалифицировала случившееся «планомерным развалом русских школ».
Молчание не всегда золото
Все верно. Однако громко об этом она заявила только после своего увольнения. А ведь развал русской школы начался еще с первых лет восстановления независимости и процесс этот шел все эти годы исподволь. Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) в свое время декларировала, что спасение русского образования – ее приоритетная задача!
Но при активном участии в прошлом журналиста Людмилы Поляковой началась переориентация русского учительства на подготовку почвы для эстонизации русской школы. За это президент Тоомас-Хендрик Ильвес удостоил ее даже государственной награды.
И что примечательно. Теперь, когда громко закричала «Караул!» сама Роза Андреевна Иванова, промолчала русская общественность, интеллигенция, пресса, партии и общественные организации, соотечественники. Никто не возмутился сообщением из Кохтла-Ярве, не выступил в их защиту!
Я специально выжидал несколько дней,… может русские центристы возмутятся? Какой там?! Они сами в Кохтла-Ярве у власти.
И потом, они же несколько лет назад позволили Языковой инспекции позволили сместить с должности еще одного блестящего руководителя – директора Таллиннской Ласнамяэской школы механики Владимира Белого, депутата столичного горсобрания. Языковая инспекция обратила на него внимание сразу после того, когда тот своим «эй комментари» изрядно повеселил эстонскую часть общества, выказав изрядную порцию высокмерия и национального чванства. Посмеивались и центристы-эстонцы – его коллеги-депутаты.
Вызывают огонь на себя
Из длинной череды фактов и событий незаметной эстонизации русской школы запомнилась громкая история с ликвидацией знаменитой элитной Пушкинской гимназии в Тарту. Она славилась собственной историей, богатыми традициями, была первым такого рода учебным заведением в «университетском городе».
Мэрия с министерством образования и науки добились закрытия этой, быть может, сильнейшей русской гимназии в Эстонии, не испрашивая мнения общественности, педагогов и учеников. Более того, всячески препятствовала общественной организации «Русская школа в Эстонии» и русским жителям Тарту отстоять свою «Пушкинку».
И что опять показательно: ее судьба никого из русской педагогической общественности в Эстонии не взволновала. В том числе и Розу Андреевну Иванову. Голос подал только, не поверите – «Ночной дозор».
Рука не поднимется осудить местных русских за вынужденно-добровольную дерусификацию (тому много объективных причин). Но разочаровывает смиренность русских и их отказ от борьбы за равноправие, наконец, сохранение себя в будущем, как живущих в Эстонии русских европейцев – носителей русского языка и русской культуры.
Чувствуя, что русские лишь ропщут и без особых телодвижений соглашаются с каждым наступлением на русскость, наше государство не спеша и целенаправленно работает над решением «русского вопроса», соизмеряя свой пыл с «градусом» потенциального недовольства русских.
В любом случае можно быть уверенным, что кохтла-ярвеское нашествие Языковой инспекции, кстати, входящей в состав Министерства образования и науки, естественно, не будет последним. То есть русские невольно сами вызывают огонь на себя.
«Рябинушка», но по-эстонски
Уже давно началась замена русских директоров русских гимназий и школ на эстонцев. И дело не только в недостаточном владении государственным языком. Мне известны несколько директоров русских гимназий, которые плохо говорят по-эстонски, но их никто не трогает.
Объяснение простое – они лояльные, они исправно, даже не указывая на имеющиеся препятствия, четко выполняют любые указания, направленные на эстонизацию русского образования. Конечно, дело дойдет и до их увольнения, но пока они еще нужны, как сила, вносящая разлад в русское учительство, растерянное перед наступающей эстонизацией и разрушением национальной самобытности русской молодежи.
Русских малышей уже обучают в детсадах играм на эстонском языке, завтра на нем будут обучать гимназистов пению. Представляете себе исполнение «Рябинушки» на госязыке?
Символом духовного подавления местных русских стала реформа русской гимназии – ее постепенный перевод на эстонский язык обучения. Мало того, что нововведения снижают качество образования, они способствует психологической ущербности молодых людей.
А проблема проста: если реформа проводится ради усвоения эстонского языка, то почему ему не обучают на уроках таким же образом, как английскому?
Ответ прост: задавшему такой вопрос русскому преподавателю грозит увольнение. Вот и молчит учительство. Про трусливость русских политиков и говорить не приходится.
Примечательно, что представители Русской партии Эстонии (Станислав Черепанов) и «русского крыла» Объединенной Левой партии (Сергей Юргенс) сочли необходимым публично высказать в эти дни свое «непонимание» действиями России на Кавказе, но не сказали и слова по поводу инцидента в Кохтла-Ярве.
Схожесть Грузии и Эстонии
Главный аргумент соглашателей и изменников русскости в Эстонии вроде бы убедителен – против закона не попрешь. Но закон о языке, как и все другие правовые акты, регламентирующие существование нацменьшинств в Эстонии, все последние 17 лет без участия тех, по которым эти законы как раз и бьют.
Только каждый третий житель неэстонской части населения может сегодня участвовать в выборах в Рийгикогу. В прошлые годы эта доля была еще меньше. Это – демократично? Это мыслимо в цивилизованной стране Евросоюза?
Увы, в Эстонии проводится завуалированная политика ассимиляции русских, их отрыва от своих исконних национальных корней. В любом случае курс взят на изменение ментальности живущих в Эстонии русских и русскоязычных жителей. И, к сожалению, конечная цель этого курса вовсе не гражданское общество.
Не потому ли от глупости или наивности (или от страха за творимое) эстонские национал-радикалы и политики стали говорить об аналогии миротворческой акции России в Грузии с возможностью вторжения русских танков в Эстонию.
Но такое сходство имеет схожесть между Грузией и Эстонией. И тут, и там мы видим игнорирование национальных и гражданских прав нацменьшинств. Только грузины захотели решить проблему с помощью физического уничтожения или вытеснения осетин и абхазов, а у нас отрабатывается медленное духовное подавление балторусов.
А различие в методе объясняется тем, что осетины считают себя хозяевами на земле, где живут, а русские Эстонии в большинстве своем – скорее приживалками или бедными родственниками.
Поэтому осетины и абхазы лягут костьми во имя сохранения своего рода, а русские-обыватели готовы ради своего личного благополучия сегодня не думать о будущем своих детей и внуков на эстонской земле.