Заявление недоходной организации «Список Кленского» Досрочный, в знак протеста, отъезд на родину президента ЭР Тоомаса Хендрика Ильвеса с V Всемирного финно-угорского Конгресса в Ханты-Мансийске стал очередным скандалом в отношениях между Эстонией и Россией. Досадно, что такая практика с расчетом на сомнительную планетарность становится эстонским Nokia, о котором президент Эстонии Леннарт Мери имел совсем иное представление.
Поведение Тоомаса Хендрика Ильвеса и всей эстонской делегации в Ханты Мансийске разочаровывает. Выступление главы государства было не просто политизированным, а откровенным вмешательством во внутренние дела России, с подстрекательскими пожеланиями финно-угорским народам освободиться от Москвы, то есть представляло собой посягательство на территориальную целостность. Как иначе понять призыв г-на Ильвеса искать гарантии сохранения финно-угорских языков под зонтиком Евросоюза, обеспечивающим свободу и демократию, как условие сохранения языка.
Такое, да еще на празднике культуры финно-угорских народов, нельзя расценить иначе, как оскорбление принимающей стороны.
Кстати, накануне выступления г-на Ильвеса, в Таллине по частному телеканалу Kalev политолог Тоомас Алаталу, комментируя важные встречи в Ханты-Мансийске, заметил, что с этого клочка угро-финской земли Россия получает чуть более половины своей годовой добычи нефти. Которая, мол, согласно Конвенции ООН, должна принадлежать коренному народу, то есть угро-финнам. Вот вам и параллели с мнением г-на Ильвеса! Случайные ли?
Выступление нашего президента создало впечатление, будто он пребывал не в России, а в ее колонии и указывал порабощенным финно-угорским народам пути избавления от русского гнета.
Несолидно и наивно оправдывать отсутствием переводчика то, что наш президент не смог (?) выступить на эстонском языке. Разве с английского языка перевод был? Так и выступал бы Тоомас Хендрик Ильвес на эстонском. Эффект всяко был бы больше. Претензии, если они вообще обоснованы, можно было предъявить позже.
Создается впечатление, будто наш президент ехал в гости со скандалом за пазухой.
Особенно возмущают эстонские СМИ. Наши журналисты, не приводя фактов и доводов, подают вместо новостей свои комментарии, которые оправдывают нашу делегацию.
Например, нас информируют, что председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев «выступил с клеветнической речью в адрес Эстонии», «представил в своем докладе сомнительной ценности и даже лживую интерпретацию бронзовой ночи, гибели Дмитрия Ганина». Но в чем именно эта клевета, а также сомнения и лживость проявляются, не сообщается.
Далее, говорится, что г-н Косачев сравнил избиение лидера марийцев Владимира Козлова с гибелью Дмитрия Ганина. Но не поясняется, что сравнение это сводилось к тому, что в первом случае Эстония выразила соболезнования, а во втором – нет.
Или наши журналисты пишут, что никого кроме Косачёва «не возмутило» то, что г-н Ильвес выступил не на эстонском языке. Но речь-то шла о «недоумении»!
Сомнительны и намеки члена делегации г-жи Иви Ээнмаа на солидарный протест президентов Венгрии и Финляндии – нет информации, при каких обстоятельствах они «некоторое время спустя, покинули» не то заседание Конгресса, не то сам Конгресс.
Вот почему демонстративный уход нашего президента выглядит больше бегством, чем протестом. Ведь, как не оценивать заявление г-на Косачева, это в любом случае был ответный шаг на оскорбительное для российской стороны вызывающее выступление г-на Ильвеса.
Вспоминается знаменитая реплика предыдущего президента Франции – «Иногда крайне важно не упускать свой шанс промолчать». Короче, мы снова опростоволосились.
Кому все это нужно и выгодно?
Таллин, 29 июня 2008 года