13.03.2009 Сергей Середенко: интересы национальных меньшинств под ударом ЗАЯВЛЕНИЕ в связи с проектом закона о проведении административно-территориальной реформы
Предложенный региональным министром Сиймом Вальмаром Кийслером проект закона о проведении административно-территориальной реформы является очередным шедевром эстонской административной и правовой безграмотности. Однако предложенный Кийслером и очевидно поддержанный Правительством временной график прохождения законопроекта не оставляют никакого времени для подробного анализа, что вынуждает меня обратиться с данным заявлением.
Из выступлений Кийслера следует, что закон должен быть принят уже в мае. Для выработки отношения к закону местным самоуправлениям дается всего 15 (!) дней, и осенние выборы должны состояться уже в собрания "новых" местных самоуправлений. С учетом того, что из существующих 232 местных самоуправлений будут "созданы" 20, вся административная логика Эстонии меняется радикальнейшим образом. И, как обычно, эстонцы и думать не стали о национальных меньшинствах, чьи лишь на бумаге существующие права, и те нарушаются подобной "реформой" самым грубейшим образом.
Темп обсуждения "реформы" эстонцами таков, что даже они успевают рассмотреть всего лишь 4-5 связанных с ней тем. Никакого перевода основных документов реформы на русский язык, как обычно, не сделано, что автоматически исключает из обсуждения сотни тысяч человек, которых она непосредственно касается.
Разукрупнение самоуправлений приведет к ситуации, в которой количество "мест, где национальное меньшинство составляет большинство населения", резко сократится. Именно таким национальным меньшинствам таких самоуправлений конституция дает языковые гарантии, пусть даже существующие лишь на бумаге. Разукрупнение самоуправлений практически будет означать отмену сразу нескольких положений конституции.
В приказе министра культуры Лайне Янес, которым она отказала "Русской культурной автономии" в составлении национальных списков, содержится фактическое признание того, что 17 лет эстонцы саботировали конституционное право русских на культурную автономию. В том же приказе в качестве одного из мотивов отказа содержится мысль о том, что создание русской культурной автономии разрушит сложившуюся систему связей между национальными культурными обществами и местными самоуправлениями.
Предлагаемая Кийслером реформа ставит на этой системе жирный крест без всякой культурной автономии. Таким образом предлагаемая реформа напрямую затрагивает интересы значительной части русских политиков, которым предстоит решать для себя вопрос о том, куда же они будут осенью баллотироваться, русского населения, которое фактически лишается своих представителей в своих самоуправлениях, а также множества прав, перечислять которые здесь не хватит места. Под ударом оказываются и интересы культурных обществ национальных меньшинств.
Все вышеперечисленное говорит о необходимости немедленной реакции заинтересованных неэстонских организаций на предложенную Кийслером реформу. Нет никакого смысла давать правящей коалиции шанс еще раз ввергнуть страну в хаос. Со своей стороны могу предложить всем заинтересованным в недопущении реформы лицам правовую экспертизу проекта Кийслера.