Юлия Калинина Заметки на полях сражений: кто начал? кто за что воевал? что дальше?
Похоже, что бои за Цхинвал войдут в историю как пример уникального вооруженного межгосударственного конфликта, про который никто ничего не мог толком объяснить.
Что это было? Какое последует продолжение? Куда мы вообще движемся?
Внятных ответов нет ни у кого, включая меня. Есть только отдельные наблюдения и соображения. Записки на полях российско-грузинского конфликта, который полыхнул лет двадцать назад и за прошедшие годы прожег такую жуткую дыру в постсоветском пространстве, что сейчас появился хороший шанс сгинуть в ней с потрохами — всем вместе, не делясь на правых и виноватых.
НАБЛЮДЕНИЕ
Какие же все воинственные.
СООБРАЖЕНИЕ
Знаете, как по-грузински “папа”?
Небось думаете “атэц”? Нет. “Папа” по-грузински — “мама”.
Понятно, что нам нелегко найти с ними взаимопонимание.
НАБЛЮДЕНИЕ
Первого сентября, после экстренного саммита ЕС в Брюсселе, прошла пресс-конференция. Я ее смотрела в прямом эфире. Ни слова критики не было сказано в адрес руководства Грузии, разбомбившей вдребезги Цхинвал. Критиковали только Россию — за непропорциональное применение силы и признание независимости Абхазии и Южной Осетии, а Грузии обещали помочь восстановить все, что было разрушено.
Мы смотрим наш телевизор и понятия не имеем о том, что в Грузии что-то разрушено. Разве там что-то разрушено?
А европейцы смотрят свой телевизор и понятия не имеют о том, что разрушен Цхинвал. Они, кажется, вообще о нем не знают. Разве есть такой город?
Вот так — легко и непринужденно — власти манипулируют общественным мнением, направляя его в нужную сторону.
Мы уверены, что наше мнение — самое правильное, они уверены, что их мнение — самое правильное. При этом никто не знает наверняка, что там произошло на самом деле.
СООБРАЖЕНИЕ
Россию обвиняют в непропорциональном применении силы, потому что она постаралась уничтожить военную инфраструктуру Грузии, а не ограничилась выдавливанием грузинских подразделений из Цхинвала.
А надо было их выдавить и спокойно дожидаться, пока приедет Саркози и организует прекращение огня, а не бомбить Гори и не взрывать катера в Поти, не носиться на бронетехнике от Сенаки до Кутаиси, не лезть в Кодорское ущелье и не входить в Зугдиди.
Если бы наши войска остались в освобожденном Цхинвале, это было бы пропорциональным применением силы. Не знаю, одобрил бы Евросоюз российскую акцию в целом, но тут уж Грузия однозначно выглядела бы агрессором, а Россия — защитником.
Правда, это было бы совсем неинтересно. Да и непрофессионально с военной точки зрения. Противника положено добивать. Гнать, пока гонится.
НАБЛЮДЕНИЕ
Все ведут не вполне честную игру, включая нашу великую Россию. Делают одно, думают другое, прикрываются третьим.
При этом все изо всех сил стараются уличить друг друга в нечестности, но до конца уличить не могут, поскольку у каждого есть свои “косяки”, и очень из-за этого сердятся.
СООБРАЖЕНИЕ
Говорят, Саакашвили отдал приказ “На Цхинвал!”, потому что его подбили американские советники. Типа, давай попробуй, залуди под Олимпиаду — глядишь, и проскочит. Американцы, правда, это отрицают. В первые дни войны в своих американских газетах они в один голос кричали: “Мы тут ни при чем, мы ему говорили: не надо этого делать!”
Если решение принимал сам грузинский президент, то он, вероятно, полагал, что грозный оклик Запада не позволит Кремлю ввести в Южную Осетию регулярные части и дать ему решительный отпор. А миротворцев в Цхинвале мало, и грузинские подразделения сумеют с ними справиться.
Скорее всего он думал именно так. Хотя надо быть абсолютно неосведомленным человеком, чтоб так думать. Или абсолютно безрассудным. Или абсолютно безответственным.
Он что, не знает, кто такой Путин? Он не видел Беслан и “Норд-Ост”? Не понимал, что Россия просто не сможет не прийти на помощь?
Действия Саакашвили не поддаются объяснению с позиции здравого смысла. То, что Белый дом сделал на него ставку, говорит о деградации системы государственного управления США. Где у них разведчики, аналитики, контроль со стороны сената, где их знаменитые “сдержки и противовесы”? Все это хозяйство либо не работает вовсе, либо работает, но из-за бюрократии не может довести свои выводы до руководства. Они поступают наверх в настолько искаженном виде, что решения на их основе принимаются самые удивительные.
Гегемония ведет к разложению и упадку. Факт, известный со времен Римской империи.
НАБЛЮДЕНИЕ
Когда говорят, что Россия ввела в Южную Осетию войска, чтоб защитить жизнь и достоинство своих граждан, мне трудно в это поверить из-за Чечни.
Во время чеченских войн жизнь и достоинство наших граждан почему-то не волновали никого, кроме правозащитников, которых за это считали моральными уродами и христопродавцами. А в Чечне ведь все было то же самое, что в Цхинвале. Точно так же, как давеча осетины, мирное чеченское население сидело в подвалах, причем не по трое суток, а неделями, если не месяцами, спасаясь от пуль и снарядов, между прочим, российских.
Если бы я сама с ними не сидела, то сейчас, наверно, не ощущала бы фальши гуманитарного пафоса. Но я-то прекрасно помню, какой это был ужас. И как дети плакали, и есть им было нечего, и пить, и люди с ума сходили от страха, и раненых не могли вывезти в госпиталь, и убитых закапывали где придется. И “Грады” работали по городам, и авиация сбрасывала на села многотонные бомбы, и “Точка-У” била по рынку прямо в толпу покупателей. Все это было совсем недавно — при нашем нынешнем руководстве.
Чем объяснить льющееся через край сострадание к народу Южной Осетии при полнейшем равнодушии к народу Чечни?
Политика все-таки должна быть последовательной. Если нам дороги жизнь и достоинство граждан, это должно касаться всех граждан без исключения.
Про чеченцев я точно знаю, что они граждане России. Про жителей Южной Осетии я знаю, что у них есть российские паспорта, но налогов в наш бюджет они не платят и нашим законам не подчиняются.
Паспорта им выдавались целенаправленно — очень легко, без всяких справок и бюрократии. Зато русским, которые переехали в Россию из Казахстана и Узбекистана, в это же самое время получить российский паспорт было практически невозможно. Требовались замысловатые бумаги, ставились невыполнимые условия, заламывались баснословные суммы взяток, и в результате эти русские не могли ни на работу устроиться, ни ребенка в школу отдать, ни к врачу сходить. Жили, как скотина, в подмосковных телятниках, в рабстве у местной администрации, и ждали неизвестно чего…
Да, кстати, жители Чечни до сих пор не получили компенсации за разрушенное жилье. Вроде обещают выдать в сентябре. При этом в Южную Осетию на восстановление перечисляются какие-то страшные миллионы.
Чудны дела твои, Господи.
СООБРАЖЕНИЕ
Американцы в Грузии намерены установить контроль над каспийскими трубопроводами, обустроить военный аэродром для вылетов на Иран и разместить на территории Грузии пару военных баз НАТО — скорее всего турецких.
В противовес мы разместим военные базы в Южной Осетии и Абхазии, усилим флот и увеличим военный бюджет.
Будем сидеть на штыках. Хорошо, но неудобно.
НАБЛЮДЕНИЕ
Могущество России — экономическое и политическое — стоит на нефти и газе. Европа — наш главный покупатель. Нам это нравится, Европе — не очень. Европейские страны хотят покупать энергоресурсы не только у нас, но и еще у кого-то, чтоб не впадать от России в энергетическую зависимость.
Альтернативу они стали искать после того, как Москва в рождественские праздники прекратила поставки газа в Украину, а через год — в Беларусь. По этому поводу ходил анекдот: “У нас с друзьями традиция: каждый год в новогоднюю ночь мы отключаем кому-нибудь газ”.
Европейским странам, впрочем, было не до смеха. Им показалось, что Кремль способен использовать энергопоставки как орудие политического шантажа. Не доверяя нашей стране, они решили строить новые трубопроводы на Кавказе, чтоб не зависеть от России.
Один такой трубопровод уже действует — правда, он работает не на Европу, а на США. Нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан с 2005 года качает азербайджанскую нефть в Турцию, откуда она в танкерах уходит за океан.
Когда строительство начиналось, было много сомнений. Говорили, что территория, по которой пройдет труба, не контролируется, там нет порядка, все слишком рискованно. Но при поддержке США нефтепровод все-таки был построен и за три года доказал свою работоспособность. С ним, конечно, случаются неприятности (к примеру, в ночь с 5 на 6 августа произошла авария на территории Турции, и Азербайджану пришлось гнать нефть по трубе Баку—Новороссийск), но в целом он оказался вполне надежным.
Этот удачный опыт убедил Евросоюз. В проекты новых трубопроводов уже вложены миллиарды.
Взгляните на карту мира, и вы увидите, почему Грузия пользуется поддержкой Запада. С востока у нее Азербайджан, с запада — Черное море. Ее территория — удобнейший путь для транспортировки каспийской нефти в обход России, причем не только азербайджанской, но и той, что добывается странами Центральной Азии.
Наши миротворцы между тем сейчас очень предусмотрительно выставились в зоне безопасности Абхазии и Южной Осетии. Нет, их позиции не пересекаются с линией нефтепровода Баку—Джейхан, который американцы намеревались охранять силами НАТО. Но они достаточно близко, чтоб нервировать своим присутствием.
СООБРАЖЕНИЕ
Про российско-грузинские отношения постсоветской поры нужно писать роман — с войнами, покушениями, переворотами, интригами, перебежчиками и загадочными убийствами. Научное исследование здесь не годится. Оно не отразит пылающей страсти, запредельного цинизма и наивной романтики нашей общей истории.
Россияне, правда, мало чего заметили, эта история прошла мимо нас. Наверняка никто и не помнит, что в 93-м Шеварднадзе согласился вступить в СНГ только потому, что абхазская армия, обученная и вооруженная российскими спецами, подпираемая нашими десантниками, захватила Сухуми, вышла к Зугдиди и готова была идти на Тбилиси, оставшийся без всякой защиты.
Там много чего было, в нашей общей истории, чего россияне не помнят. А грузины помнят, потому что из этого состояла их жизнь.
Так что научное исследование здесь не годится. Нужен роман. “Сто лет одиночества” на грузинский лад: “Полковник Аурелиано Буэндиа поднял тридцать два вооруженных восстания и все тридцать два проиграл”.
НАБЛЮДЕНИЕ
В 1999-м страны НАТО подвергли бомбардировкам военную инфраструктуру Югославии, закрыли Косово от сербской армии миротворцами и перевели край под управление ООН. Прошло десять лет, и в феврале 2008 г. Косово объявило себя независимым государством, которое немедленно было признано теми же странами — членами НАТО.
Россия была против — и тогда, и сейчас. Мы резко критиковали действия НАТО, предупреждали, пугали, говорили, что это вопиющее нарушение международного права, так нельзя, невозможно жить в мире, где не соблюдаются основополагающие принципы, вы совершаете преступление!
И вдруг — хоп, сделали то же самое.
СООБРАЖЕНИЕ
На днях я слышала по радио, как военные эксперты сравнивали возможности нашего крейсера “Москва” и какого-то американского военного корабля, который сейчас находится у берегов Грузии. Они подсчитывали ракеты, орудия, боеголовки и прикидывали, какой корабль сильнее. Если у них в Черном море завяжется морское сражение, кто кого победит?
Они очень серьезно обсуждали этот вопрос, хотя не было никакого смысла искать на него ответ, потому что если крейсер “Москва” сцепится с американцем в Черном море, начнется третья мировая война — по всей видимости, с применением ядерного оружия, и тут уж надо будет вести совсем другие подсчеты.
Третья мировая война из-за Саакашвили, Кокойты и Багапша.
Правда, смешно?
ПОДВОДЯ ЧЕРТУ
Премьер Путин в интервью немецкому каналу ARD сказал, что нам предлагают делать выбор между колбасой и жизнью, и мы выбираем жизнь.
Я не думала, что все так плохо. Видимо, мы все-таки многого не знаем.