Право на образование. · Государства-участники признают право ребенка на образование (ст.28 Конвенции о правах ребёнка)
· Никому не может быть отказано в праве на образование (ст. 2 протокола к ЕКПЧ).
· Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. (ст. 13 ч.1 МПЭСКП)
· Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатно получить основное и среднее образование .Содержанием права на образование является обязанность государства создавать и поддерживать функционирование системы образования и право индивида на доступ к пользованию этой системой. Поскольку право на образование по самой своей природе требует регулирования со стороны государства, то система образования должна соответствовать конституционным принципам и правам человека. Согласно интерпретации ЕСПЧ это регулирование может измениться с течением времени и в соответствии с нуждами и потребностями общества и отдельных лиц, но оно никогда не должно влечь посягательство на сущность права, а также противоречить другим правам человека.
Закон об образовании не совсем обоснованно сужает круг субъектов права на образование, гарантируя его гражданам, негражданам Эстонии, иностранцам, имеющим постоянный вид на жительство, а также гражданам Евросоюза, имеющим временный вид на жительство. Таким образом, из права на образование исключается дети лиц граждан третьих стран, имеющих временный вид на жительство. На получение же постоянного вида на жительство у гражданина третьего государства может уйти до 10 лет.23
Равноправие и недискриминация.
Все права, связанные с образованием и прежде всего право доступа к образованию должно осуществляться в соответствии с принципом равенства и недискриминации.
· Пользование правами и свободами ... должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. (ст. 14 ЕКПЧ)
· Все люди равны перед законом... Закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ст. 26 МПГПП).
· Государства обязуются гарантировать, что права ... будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (ст. 2 ч.3 МПЭСКП).
· Принцип равного обращения означает, что прямой или косвенной дискриминации, основанной на расовом или этническом происхождении, не должно быть (ст.2 Директива Совета Европейского Союза 2000/43/ЕС)
· Все люди в Эстонии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации
.Равный доступ к образованию независимо от расового или этнического происхождения особо регулирует Расовая директива Европейского союза. Принцип равенства относится как к поступлению и оценкам в школе, так и к обеспечению качества образования. Ст.8 Расовой директивы ЕС предусматривает эффективные процессуальные гарантии лицам, подвергшимся дискриминации. В случае констатации признаков дискриминации по этническому признаку, бремя доказательства переносится на предполагаемого нарушителя, который должен доказать, что дискриминации не было. Директива различает следующие формы дискриминации:
а) прямая дискриминация имеет место, когда на основании расового или этнического происхождения обращение с неким лицом менее благоприятно в сравнении с другим лицом, которое оказывается, оказалось или могло оказаться в сходной ситуации.
б) косвенная дискриминация имеет место, когда формально нейтральные правила, критерий или установленный порядок ставят лицо определенной расы или этнического происхождения в особо неблагоприятное положение по сравнению с другими лицами, если только указанные правила, критерий или установленный порядок не являются объективно оправданными законной целью, и средства ее достижения являются надлежащими и необходимыми.
в) Оскорбление считается дискриминацией, когда имеет место недопустимое поведение, связанное с расовым или этническим происхождением, целью или результатом какового является попирание достоинства некоего лица, или же создание вокруг него пугающей, враждебной, оскорбительной и унижающей обстановки .
Право выбора школы.
· Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. (ВДПЧ25, ст.26 ч.3)
· Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством . (МПЭСКП ст.13 ч.3)В конституции право выбора школы не упомянуто, но оно сформулировано на законодательном уровне. Закон об образовании предусматривает право родителя выбрать учебное заведение, осуществляющее основное образование. Среднее образование в статье не упомянуто, видимо потому, что оно не является обязательным. Право выбора существует с одной стороны между публичными школами, а с другой стороны между публичной и частной школой.
Из права выбора школы следует, что государство должно обеспечить несколько типов образовательных программ и не должно существовать обязательной привязки ребёнка к тому или иному учебному заведению. Право выбора основывается на концепции родителя потребителя образовательных услуг, выбор осуществляется среди разработанных образовательных моделей, представленных в стране. Право выбора учебного заведения не включает в себя право требования на создание или сохранение школы определённого типа. Влияние на такие вопросы возможно лишь в рамках права на демократическое соучастие.
Право выбора учебного заведения может быть ограничено определёнными условиями приёма, например наличием определённых способностей или уровня успеваемости. Эти условия должны быть объективными, то есть средства для достижения легитимной цели должны быть необходимы и пропорциональны, а результат соразмерен принципу прав человека. Кроме того условия отбора должны быть прозрачны и недискриминационны.
Другое направление осуществление выбора типа школы являются частные школы или образование в семье. Частные школы должны соответствовать лишь минимальным требованиям целей образования, установленных государством. В остальном частное учебное заведение само определяет цели и содержание образования. Взаимоотношения государственного и частного образования может быть построено на разных принципах, начиная с ограничительных мер и заканчивая государственным субсидированием. В эстонском законодательстве не закреплены особенные приоритеты по отношению к частным учебным заведениям. На конституционном уровне этот вопрос не регулируется, а законодательное регулирование очень лаконично. Закон об образовании говорит, что частные учебные заведения учреждают, реорганизуют и ликвидируют юридические и физические лица, — частные учебные заведения функционируют основываясь на данном законе.
Таким образом, государственный стандарт находится полностью в компетенции государства, независимо от того, какую школу — публичную или частную выбрал родитель, на уровне образовательного стандарта он не имеет права выбора, выбор возможен только на уровне учебных программ.
Возможность судебной защиты.
Необходимо отметить, что конституционные права обеспечивают только самый общий масштаб соучастия родителей. Права влиять на конкретные вопросы политики образования должны быть закреплены на законодательном уровне. Этим объясняется самоограничение ЕСПЧ в вопросе того, что определение и устройство программы обучения относится по общему правилу к компетенции договаривающихся государств.
Вопрос об устройстве программы обучения рассматривал Федеральный конституционный суд Германии.27 Родители учащихся выступили против образовательной реформы в высших классах гимназии, сославшись на закреплённые в конституции общую свободу личности, равноправие, права родителей, обязанность государства осуществлять надзор за школами и свободу выбора профессии. Однако Суд определил, что конституция не содержит положений для педагогической оценки школьной системы. Конституция не задаёт каких-либо критериев устройства школьной системы, содержания и дидактики учебных программ. Различие мнений о том, как добиться лучшего качества образования не достигает уровня вопроса о конституционных правах. Этот вопрос находится в компетенции федеральных земель и должен быть урегулирован в законодательном порядке.
Конституционный суд должен вмешиваться только, если возможности родителей ограничиваются в недопустимой мере, например, если используемые средства совершенно не подходят для достижения целей образования или если цели образования установлены очень узко, таким образом, выхолащивая право родителя на соучастие в определении образовательной траектории его ребёнка. Из конституционного права родителя на выбор школы не вытекает обязанность государства создавать школы соответствующие пожеланиям родителей.
Принимая во внимание многообразие родительских представлений об образовании, это было бы просто невозможно реализовать на практике. Указывая на то, что вопрос об организации образования, содержании и дидактике учебных программ относится не столько к конституционному, сколько к законодательному уровню, а также, что государственное регулирование образования является не только сервисом, но и ограничением прав родителей, суд указал на минимальные требования к закону. Законом должно быть урегулировано:
· Образовательные и воспитательные цели школы
· Общий каталог учебных целей
· Каталог предметов
· Основная организационная структура школы, виды школ и образовательных курсов, соучастие родителей и учащихся в принятии решения, самоуправление школы.
· Нормы, определяющие «статусы» школьников — принятие и исключение из школы, перевод в следующий класс, порядок экзаменации и т.п.
Ограничения прав родителей. Полномочия государства
Начиная с эпохи Просвещения, государство занимается вопросом образования и создаёт публичные школы. Современное государство осуществляет всеобъемлющее регулирование и контроль школьного образования.Правовым основанием образовательной деятельности государства является реализация интересов ребёнка, а именно интерес включения в жизнь общества и самореализации.
Как международные документы, так и эстонская конституция провозглашают обязательность и бесплатность основного, а также бесплатность среднего образования. Родителям это даёт право требовать, чтобы государство поддерживало функционирование образовательной системы. Одновременно обязательное образование является серьёзным ограничением свободы родителей. В область родительских прав не входит решение по вопросу, будет ли ребёнок получать основное образование. Возможность выбора появляется только на уровне среднего и высшего образования. Принимая этот принцип, политика образования заключается в определении того, какое образование будет получать ребёнок, а также устройство системы учебных заведений.
Как указывалось выше право родителя и право государства имеют одинаковый ранг. Это означает, что государство не может осуществлять полный контроль над системой образования, исключив влияние родителя. С другой стороны, родитель не может отказаться от опеки государства над его ребёнком. Поскольку законодательно закреплена как ответственность родителя, так и ответственность государства, то возможно требование родителя к государству об обеспечении надлежащего образования, а также требование государства к родителю, чтобы ребёнок посещал школу, соблюдал правила внутреннего распорядка выполнял школьные задания. Ответственность государства распространяется на общий уровень, то есть на всю систему образования, а ответственность родителя — на частный уровень, то есть на образование своего ребёнка. За разработку политики образования отвечает прежде всего государство, а родитель может соучаствовать, если он считает, что решение частных вопросов невозможно без решения общих.
Принцип обязательности образования отражается и в законе. В соответствии с законом об образовании, родители ребёнка ответственны за то, чтобы их ребёнок получил обязательное образование. Чтобы конкретизировать ответственность родителя нужно понять, что означает «обязательное образование». Это обязанность обучаться вообще, освоить минимум установленных государством требований, освоить курс основной школы? Возможно, законодатель имел ввиду освоение курса основной школы. Однако надо учитывать, что норма относится и к частным школам, в которых учащийся обязан освоить только минимум установленных государством требований, а остальное — в соответствии с программой частной школы. Вариант обязанности обучаться вообще очень неопределён, к тому же в соответствии с конституцией именно основное образование является обязательным. Таким образом, эту статью надо понимать как ответственность родителей за то, что ребёнок освоит установленный государством минимум требований основного образования.
Однако такая интерпретация не может разрешить противоречия с вышестоящими нормативными актами, а именно с Конвенцией о защите прав ребёнка. Определённая законом ответственность уже, чем в конвенции ООН о защите прав ребёнка, которая определяет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка (ст.18). Ответственность родителя не сводится к получению образования ребёнком, но распространяется и на определение, каким это образование должно быть. Из этой ответственности следует не только право участия в реализации, но и в определении политики образования. Конвенция является для Эстонии обязательной, а узкая формулировка закона противоречит нормам конвенции, поэтому в данном случае должна применяться более широкая формулировка конвенции.
Относительно природы прав родителя и государства стоит отметить, что права родителя — это политические и социальные права, которые, во-первых, обеспечивают общественную коммуникативную деятельность за счёт защиты от вмешательства государства, во-вторых, — возможность участия в управлении государством и сервисах, обеспечиваемых государством. Право государства определять воспитание и образование ребёнка является не свободой или возможностью, а полномочием. Государство обеспечивает образование, поскольку на конституционном уровне ему поставлена такая задача. В образовательной системе государство должно реализовать ценности и цели, закреплённые конституцией.
Цели образования.
В отличие от XVIII века цели образования не сводятся к «преподаванию молодёжи полезных знаний», функции современного образования гораздо шире.
Международные документы так определяют цели образования:
· развитие личности (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29)
· уважение к правам человека (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29)
· уважение к родителям, родной культуре и стране проживания (КПР ст.29)
· подготовка к сознательной жизни/ возможность стать полезным участником в свободном обществе (КПР ст.29, МПЭСКП 32 ст.13.)
· уважение к природе. (КПР ст.29)
· содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между народами и религиозными группами (ВДПЧ ст.26. ч.2, КПР ст.29, МПЭСКП ст.13 ч.1, ДПР ст.10) Конституция прямо не содержит указаний на цели образования. Поэтому здесь должны применяться международные документы, а также интерпретация в духе международных правовых актов.
Далее цели эстонского образования перечислены в Законе об образовании: Обеспечить каждому жителю Эстонии возможность развивать свой духовный и физический потенциал, чтобы становиться
· самостоятельной и развитой личностью
· членом демократического эстонского государства и общества.В соответствии с возрастом и потребностями обеспечивается возможность
· получить знания и умения в области гуманитарных, социальных, естественных и технических наук.
· получить знания, умения и опыт отношений, чтобы участвовать в общественной и государственной жизни
· нравственного, эстетического, интеллектуального и физического развития, способствуя развитию знающей, умеющей и воспитанной личности.Далее цели общего образования конкретизированы в правилах КМ о стандарте общего образования. В соответствии со стандартом целями образования являются
· обеспечить учащегося знаниями и умениями, которые дают возможность подготовиться к продолжению образования,
· способствовать становлению учащегося как духовно и физически развитой личности, создавать понимание того, что здоровье является условием качества жизни
· формировать позитивно критическое и социально активное отношение учащегося, и создавать понимание о правах и обязанностях гражданина Эстонии.
· формировать у учащегося умение самостоятельно учиться и совершенствоваться, мотивировать к непрерывному образованию и к сознательной карьере.В отличие от международных правовых актов в целях образования Эстонии не акцентировано уважение к родителям, родной культуре. Эта цель важна для поддержания ценности семьи , а в случаях если родная культура принадлежит к культуре нацменьшинств, то это является частью прав нацменьшинств на сохранение своей культурной и языковой самобытности .
Особое выделение цели «содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между народами и религиозными группами» была бы целесообразна для эстонского общества, где остаётся актуальной задача интеграции общества. Экологическое мышление и цель образования «уважения к природе» является актуальным в международном контексте, однако в Эстонии эта проблема пока так остро не стоит. Стандарт образования ограничивается здоровьем индивида, не выходя на уровень всего человечества.
Интересно также сравнить определение целей образования в других странах. В Германии общие рамки и цели школьного образования определяются свободой действий индивида, равноправием, свободой совести и свободой слова. Детально цели школьного образования закреплены в законодательстве федеральных земель. Общими для всех федеральных земель являются цели: передача знаний, воспитание социального поведения, образование ответственности и гражданственности. Эти цели соответствуют эстонскому законодательству. Гораздо интересней новые тенденции в определении целей образования.
Так в последнее время к целям образования начинают причислять
· сохранение природной среды как основу выживания человечества
· воспитание гражданской принадлежности к Европейскому союзу.Здесь появляются различия с эстонским определением целей. Уважение к природе и экологическое мышление уже упоминалось выше в контексте международных документов. Интересна цель «воспитания гражданской принадлежности к Европейскому союзу», имеющая региональный характер. В отличие от немецкого, эстонское законодательство останавливается на воспитании «гражданина Эстонии».
Формулирование целей образования во Франции имеет стройную систему понятий, которой не хватает латвийскому регулированию, но по содержанию цели похожи на рассмотренные выше. В масштабах государства целью образования является обеспечение равенства возможностей. В масштабах человека целями любого образования является
· Развитие личности
· Подготовка (базовая и непрерывная)
· Включение в общественную и профессиональную жизнь
· Гражданственность
К целям школьного образования кроме вышеперечисленного относятся:
· приобретение базовых знаний и элементов общей культуры
· профессиональная и техническая подготовка по выборуФормулирование целей образования в основном относится к области политики, правовое значение это имеет только в случае грубых нарушений, как например, чрезмерно узкое формулирование целей, или явное противоречие с конституционными принципами. В большей степени правовое значение имеет реализация этих целей — право родителей на информацию и контроль выполнения целей, обязанность государства проводить мониторинг качества образования.