Лаури Леэзи, директор Французского лицея: В нашей школе действительно много детей из русских семей, и с каждым годом их становится все больше.
Трудно ли справляться? А что в этой жизни легко? Дети разные, бывают и такие, кто вообще ничего не понимает по-эстонски.
Конечно, государство хотело бы, чтобы это происходило быстрее. Когда 17 лет назад Эстония обрела независимость, нужно было дать русским людям «прийти в себя». Многие ведь так и не поняли, что произошло. Когда пришло понимание, они стали думать, как жить дальше, если они связывают свое будущее с этой страной.
Жизнь прожить ведь можно так или иначе. У меня в школе уборщица, она русская и по-эстонски вообще не говорит. И какая мне разница, ей же для уборки язык не нужен, главное, чтобы чисто было.
Но родители, несомненно, хотят для ребенка лучшего будущего, и для этого стараются дать ему лучшее образование. Некоторые русские, перед тем как привести ребенка к нам, отдают его в эстонский детский сад.
Но общая подготовка детей в среднем одинакова как среди эстонцев, так и среди неэстонцев. И учатся в школе тоже одинаково: и те, и другие бывают двоечниками и оболтусами, а бывают старательными.
Если у ребенка в семье русский дух, с ним дома общаются и занимаются по-русски, то это очень хорошо, если он ходит в эстонскую школу. Он сохраняет свое самосознание, но интегрируется в язык. То есть, когда он сидит, например, на уроке биологии, он не переводит в уме все услышанное, а сразу думает на эстонском языке.
Мы за интернациональное образование и разницы не делаем, дети всех национальностей учатся так же, как и эстонцы.
В каждом классе у нас есть четыре-пять неэстонцев. Больше мы не берем, и на то есть серьезная причина. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но это факт: славянский характер очень сильно отличается от финно-угорского, и если русских ребят больше, то они просто начинают подавлять эстонцев.
У нас в стране постоянно выделяются деньги на интеграцию. А ведь часть этих интеграционных денег можно было бы пустить на доплаты педагогам, особенно учителям начальных классов, которые обучают и эстонских, и неэстонских детей.Можно было бы установить определенный коэффициент доплаты для этих учителей.