"Суббота" Латвия Передел по-христиански
Почему власти некоторых стран так боятся юрисдикции Московского патриархата на своих территориях? Как Русская православная церковь контролирует ситуацию в горячих точках? Что означает для верующих переход под юрисдикцию Константинополя и возможно ли в Латвии повторение эстонской ситуации?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, «Суббота» побывала на приеме в отделе внешних церковных связей Московского патриархата и встретилась с секретарем по взаимоотношениям церкви и общества, кандидатом политических наук священником Георгием Рябых.
Православие переживает сегодня сложные времена. Стремительно меняющаяся в мире политическая ситуация волей-неволей ставит перед отдельными автономными православными церквями вопрос о пересмотре своих территорий.
Так, православные в Молдавии несколько лет были разделены на две юрисдикции — русскую и румынскую. В 2001 году правительство республики утвердило новый статус Молдавской митрополии, согласно которому здесь признают теперь только каноническую структуру Московского патриархата.
В Эстонии аналогичный кризис разрешился в 1996 году, когда Московский и Константинопольский патриархаты пришли к соглашению об установлении в этой стране двух юрисдикций.
Сегодня горячие точки православия — Украина, Южная Осетия и Абхазия.
Абхазия и Осетия: свято место пусто не бывает
— Отец Георгий, на фоне разразившегося грузино-осетинского конфликта у многих обывателей складывается впечатление будто православные сегодня пошли войной против православных, а патриархаты России и Грузии решают прежде всего вопросы территориальные. Где правда?
— Правда в том, что как для русской, так и для грузинской церквей политические моменты второстепенны, а первостепенные вопросы — возрождение и сохранение канонического православия на тех территориях, которые традиционно были православными.
Русская православная церковь всегда старалась решать вопросы окормления верующих в Абхазии и Южной Осетии вместе с Грузинской православной церковью, с которой связана братскими отношениями.
Другое дело, что за последнее время, к сожалению, это не дало каких-то весомых результатов. И организовать духовную жизнь из Тбилиси в этих регионах пока не удается. Православие в Абхазии и Южной Осетии продолжает находиться в достаточно плачевном состоянии. Динамичная работа по просвещению людей не ведется.
И мы знаем, чем все это может обернуться. Потому что свято место пусто не бывает. Там, где православные не идут просвещать народ, высока вероятность появления других религиозных течений — действующих более смело и активно и получающих порой спонсорскую поддержку от других конфессий. В конечном счете может получиться, что многие традиционные православные страны окажутся не православными, а принадлежащими другим религиям.
Да, с одной стороны, восстановить нормальное окормление верующих в Южной Осетии и Абхазии вполне могла бы Русская православная церковь, которая удалена от политических конфликтов и не имеет прямой заинтересованности в сфере своего влияния в этих регионах.
Но останутся ли осетины и абхазы в христианском мире — это зависит сегодня от понимания ситуации грузинской церковью, которая изначально окормляла эти страны и которой надо принимать решения, руководствуясь прежде всего заботой о людях.
Московский патриархат — это не рука Москвы!
— Насколько пристально ваш отдел курирует епархии РПЦ за границей?
— Начнем с того, что на недавнем Архиерейском соборе и во время своего визита в Киев Святейший Патриарх Алексий II не раз заявлял, что Русская православная церковь признает сегодняшнюю политическую ситуацию, сложившуюся на пространстве ее канонической территории.
Когда в тех же странах Балтии шло голосование на предмет вступления в Европейский союз, Святейший Патриарх также делал заявление о том, что он поддерживает выбор народа, поскольку он не мешает верующим этих государств сохранять и развивать общее духовное наследие.
Это означает, что отношения людей в рамках Русской православной церкви строятся на уровне ощущения общей истории, почитания общих святых. Потому что для любого православного христианина, живущего в Таллине или Вильнюсе, Риге или Москве, имена Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Антония Киево-Печерского одинаково значимы.
Политические или экономические границы не могут служить поводом для перечеркивания единых культурных ценностей и традиций. И нет никакого смысла отказываться от того, что нас связывает и объединяет. Вот в чем состоит сегодня главный посыл Русской православной церкви.
Тем не менее политические силы некоторых стран бывшего СССР сегодня изо всех сил пытаются вывести свои церкви из русского православия, боясь, что в противном случае они потеряют контроль над своими гражданами. Юрисдикцию Московского патриархата в данном случае они представляют как вариант какой-то рабской зависимости от Москвы. А зависимости этой нет!
В Эстонии, Латвии, на Украине, в Молдавии и других странах, где есть Русская православная церковь, местные общины имеют полную свободу в отношении своих финансовых и административных дел. Они решают устройство своей церковной жизни вполне самостоятельно, без консультаций с Москвой.
Однако если отдельные государства открыто вмешиваются во внутреннюю церковную жизнь своих стран, нарушая канонические правила православия и права граждан в религиозной свободе, в ответ на подобные действия мы, конечно, ведем просветительскую работу и иногда прибегаем к правовым методам, поднимая проблемы перед международными организациями.
Другое дело, что все мы видим: какой бы силой государство ни обладало, все равно у него не получается заставить верующих изменить свое сознание.
Пример тому — Эстония, где власть предприняла шаги, чтобы обеспечить всем необходимым (начиная с юридического статуса и заканчивая собственностью) только юрисдикцию Константинопольского патриархата. Но все равно большинство православных верующих ходят в приходы Московского патриархата.
То же самое происходит на Украине. Часть людей посещают приходы Киевского патриархата, поддерживаемого властью. Но подавляющее большинство — приходы Московского патриархата. А последний визит Святейшего Патриарха в Киев, во время которого народ массово скандировал: «Алексий — наш Патриарх!» — наглядно показал, на чьей стороне большинство.
Что сулит Константинополь
— Разъясните, почему столь важно для простых православных людей, приходы какого патриархата они посещают — Московского или Константинопольского? Если конфессия одна, то в чем может быть различие?
— Различие в вышеупомянутых церковных традициях. Это касается и языка, на котором проходят богослужения, и непосредственного порядка проведения церковных служб, и понимания своей истории, и восприятия духовных книг и икон. Это то, что впитывается людьми с молоком матери и передается на духовном уровне от одного поколения к другому.Отталкиваясь от этих понятий, человек и осознает, близка или чужда ему позиция определенного патриархата.
А потом надо хотя бы понять для себя, что сегодня представляет собой греческий православный мир. Простой пример: если завтра в вашей церкви начнут петь по-гречески, сможете ли вы воспринять это душой и сердцем?
Ведь в лоне каждой исторически сложившейся православной церкви верующие имеют не только близкий менталитет, но и схожие жизненные ориентиры, взгляды на взаимоотношения в обществе, семье.
Потому переход под другой патриархат в рамках одной конфессии сулит простым верующим прежде всего духовную перестройку на восприятие новых традиций. Если же традиция для человека не так важна, никакой трагедии не будет.
Чего добивается Москва
— Как вы можете спрогнозировать положение православной церкви в Латвии, по одну сторону от которой находится Эстония, пережившая раскол, а по другую — Литва, где русское православие процветает и пользуется поддержкой государства?
— Здесь есть историческая разница. В Литве православие составляет меньшинство, буквально пять-шесть процентов. И католики литовцы чувствуют себя уверенно в этой ситуации. Насколько мне известно, и юридический статус православной церкви, и ее свобода вести деятельность в социальной и образовательной сферах говорят об очень хорошем и прочном статусе. Во многом это сделано благодаря усилиям и мудрым позициям Митрополита Виленского и Литовского Хризостома.
В Латвии ситуация другая. У вас намного больше и русскоязычного населения, и православных верующих. По данным европейских источников, этот процент значительно больше, чем у лютеран и католиков. То есть православная церковь в Латвии является церковью значительной части населения. Это уже тот институт, который может оказывать серьезное воздействие на общественные процессы.
И, мне кажется, это естественно, что правительство Латвии наблюдает сейчас, какую роль церковь готова играть в ее стране.
В России, например, в разгар 90-х годов церковь выбрала позицию равноудаленности от всех политических сил и играла роль, максимально приемлемую для большинства. Авторитет церкви в итоге поднялся, и эта модель оправдала себя.
Надо понимать, что православная церковь в Латвии сегодня не может быть церковью только для русскоязычных. Она обязательно должна работать на интеграцию. Именно этой линии советует придерживаться Московский патриархат.
Москва не требует от своих общин и церквей (если у некоторых властей есть такие подозрения и необоснованные страхи) утверждения интересов России. Она хочет, чтобы церковь стала авторитетом и лидером у народа. В нашей стране церковь выступает за утверждение нравственности и духовности. И единство общин с Москвой строится на единстве этих ценностей.
— Разъясните, какими критериями руководствовалась РПЦ, когда во время визита в Латвию Святейшего Патриарха награждала почетными орденами тогдашних руководителей нашей страны — премьер-министра Айгара Калвитиса и президента Вайру Вике-Фрейбергу?
— Надо понять, в каком контексте строятся нынче в вашей стране отношения между латышами и русскими.
Да, сегодня русскоязычное население в вашей стране очень часто и несправедливо испытывает притеснения со стороны правительства. Это идет вразрез с тем, что происходит в отношении нацменьшинств в Европе.
С другой стороны, латыши сегодня живут яркими воспоминаниями о тех несправедливостях, которые произошли с ними после присоединения Латвии к СССР.
Церковная же мудрость состоит в возможности давать любовь каждому. И когда Патриарх вручает награды одним, он не забывает при этом говорить о боли других. Это позиция высокого христианства.
Чтобы произошло окончательное примирение, надо чаще напоминать о том, что русский народ не менее других пострадал от советского режима. Но кому нам сегодня предъявлять претензии — грузину Сталину? украинцу Хрущеву? Большевики были разных национальностей.
Когда Балтийские страны в начале прошлого века получили свою независимость, у них не было такого неприятия русских, как сегодня. Они дали приют русским эмигрантам и предоставили им все права граждан на основе общехристианских ценностей.
Эти ценности есть у нас и сегодня. В знак подтверждения этого Святейший Патриарх и вручает награды отдельным лидерам государств.
Самостоятельные поместные православные церкви
Константинопольская-Имеет сложную административно-каноническую структуру на всех континентах, исключая Африку. Две церкви в составе патриархата имеют статус автономий: Финляндская и Эстонская.
Александрийская-По преданию, основана евангелистом Марком. Насчитывает всего около 500 тысяч верующих. Богослужения совершаются на древнегреческом и арабском языках.
Антиохийская (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока)-По преданию, основана апостолами Петром и Павлом. Из Антиохийской церкви вышли святые Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин.
Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.
Иерусалимская-Насчитывает около 140 тысяч верующих (в основном арабов).
Русская (Московский патриархат)-Образована в конце X века. Формальным началом считается обращение в христианство жителей столицы Киевской Руси в 988 году.В состав входят епархии в России, странах бывшего СССР, Западной Европы и подворья по всему миру. По данным на июнь 2008 года, имеет 29 141 приход с 30 544 священнослужителями, 769 монастырей (372 мужских и 397 женских). Численность верующих составляет около 80 млн. человек.
Грузинская-Состоит из 35 епархий на территории Грузии.
Сербская-В настоящее время находится в состоянии кризиса.
Румынская-Насчитывает около 20 млн. прихожан, 296 монастырей, 97 скитов.
Болгарская-За пределами Болгарии имеет епархии в США, Канаде, Латинской Америке и Австралии и несколько приходов в Венгрии, Румынии и Австрии.
Кипрская-Первоначально была епархией Антиохийской церкви. Ныне имеет более 500 храмов и девять монастырей.
Элладская-Включает 81 епархию в Северной Греции и на крупных островах Севера. Имеет 200 монастырей; насчитывает около восьми млн. верующих.
Албанская-Верующие составляют около 20 процентов общего населения страны.
Польская-Насчитывает не более одного млн. верующих и имеет около 300 приходов.
Чешских земель и Словакии-Насчитывает менее одного млн. верующих.
Православная церковь в Америке-Насчитывает более 500 приходов. Богослужения совершаются на английском языке.