Чем жёстче преследуют русских в постсоветских странах, тем быстрее эти страны распадутся Нынешние постсоветские государства, покинув российское геополитическое пространство, утеряют способность к самостоятельному существованию. Такую точку зрения высказал корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор исследовательского центра АИРО — XXI Андрей Макаров.
По его словам, в традиции российской государственности самопроизвольно формируются доселе никогда не существовавшие в своих нынешних границах народные и национальные структуры. «К примеру, Грузия как национальное образование возникает лишь в рамках Российского государства, точно так же, как Эстония, Латвия, Литва и центральноазиатские страны. Выйдя из российского геополитического пространства, они теряют основание для своего независимого существования», — считает Макаров.
«Грузия будет съедена Ираном, Турцией и Америкой. Прибалтика будет колонизована шведами, финнами и немцами, а её лучшая национальная часть сбежит на Запад, где будет выносить горшки и прислуживать. Для своей государственности нужна идеология и культура, которую прибалты, кстати, никогда не имели. Да, они были „цивилизованными“ и умели пить ликёр „Вана Таллин“, но культура представляет собой гораздо более широкое явление: нужно уметь что-то отдать от себя. Русский мужик, который мог понять Дерсу Узала и общаться с ним на равных, по культуре стоит неизмеримо выше», — говорит эксперт.
«Мы знаем, что такое образование как Польша несколько раз теряла свою государственность, находясь в геополитическом пространстве Европы: это и разделы Польши, и пакт Молотова-Риббентропа. И сейчас она исчезнет в третий раз. Уже поднимается вопрос о силезцах как об отдельной нации, половина поляков готова сбежать на Запад. При этом Польша как государство дважды возрождалась в рамках России — в первый раз как Царство Польское и во второй раз в социалистическое время», — подчёркивает Макаров.
«Какие для этого были предпосылки? Большое единое экономическое пространство, в рамках которого усилия национальных образований становятся эффективными и оправдывают себя. На Западе они никому не нужны. Не многие вспоминают о том, что к 1940 году Литва была самой бедной страной Европы, где люди вместо рубашек носили мешки. И через сорок лет она показывает самый высокий уровень потребления в Советском Союзе. Польша, дважды попадая в российское политическое и экономическое пространство, получала ресурс для своего существования, для формирования национальных кадров, для создания национальной верхушки», — отметил эксперт.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в постсоветских странах, Андрей Макаров сказал: «Мы должны спокойно смотреть на происходящее. Потому что чем жёстче преследуют русских, к примеру, в Эстонии, тем быстрее эта страна распадётся, потому что без русских она не жизнеспособна. То же самое касается и Латвии. На место русских, конечно, могут прийти немцы, но они будут разговаривать с ними уже по-другому».