Пакт Сталина-Рузвельта: никогда не говори "никогда"
Михаил Петров
18 сентября 2008 13:26 Инициатива конгрессменов
17 сентября 2008 года Конгресс США (по другим источникам Сенат) принял специальную резолюцию, в которой досрочно поздравил Латвийскую республику и ее народ с 90-й годовщиной независимости, объявленной 18 ноября 1918 года. На фоне глобального банковского кризиса, виновником которого являются США, озабоченность конгрессменов чужой независимостью может показаться неуместной. Тем не менее, резолюция принята, и ее содержание касается не только Латвии, но и всех Балтийских государств. В документе утверждается:
"Под прикрытием пакта Молотова-Риббентропа 17 июня 1940 года Латвия, Эстония и Литва были насильственно включены в состав Советского Союза в нарушение существовавших до этого мирных договоров. Советский Союз навязал народам Латвии, Эстонии и Литвы коммунистическую политическую систему, которая подавила гражданское инакомыслие, свободное политические волеизъявление и основополагающие права человека".
Касаясь темы отношений США и СССР по поводу стран Балтии, обыкновенно ссылаются на выводы специальной комиссии Конгресса США, в 1953 году подтвердившей, что Советский Союз незаконно и насильственно оккупировал и аннексировал Балтийские государства. В политике нет друзей, в политике есть только интересы. В 1953 году интересы США определялись состоянием "холодной войны" и "железного занавеса". Чем эти интересы определяются сегодня? Во всяком случае, не горячей дружбой с Литвой, Латвией и Эстонией.
Тегеран 1943
Конгресс просит президента США и госсекретаря США призвать правительство Российской Федерации признать, что советская оккупация Латвии, Эстонии и Литвы в соответствии пактом Молотова-Риббентропа в течение последующих 51 года была незаконной:
"США никогда не признавали эту незаконную и насильственную оккупацию, и последующие президенты США сохраняли не прерывавшиеся дипломатические отношения с этими странами в течение всей советской оккупации, никогда не признав их в качестве советских республик".
"Никогда не признавали" — сказано сильно, но так ли это на самом деле? В период с 28 ноября по 1 декабря 1943 года в Тегеране состоялась конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. Основным вопросом конференции был вопрос о послевоенной судьбе Германии. Вот цитата из стенограммы беседы Сталина и Рузвельта, состоявшейся под занавес конференции 1 декабря 1943 года в 15 часов 20 минут:
Рузвельт. В Соединенных Штатах может быть поднят вопрос о включении Прибалтийских республик в Советский Союз, и я полагаю, что мировое общественное мнение сочтет желательным, чтобы когда-нибудь в будущем каким-то образом было выражено мнение народов этих республик по этому вопросу. Поэтому я надеюсь, что маршал Сталин примет во внимание это пожелание. У меня лично нет никаких сомнений в том, что народы этих стран будут голосовать за присоединение к Советскому Союзу так же дружно, как они сделали это в 1940 году.
Сталин. Литва, Эстония и Латвия не имели автономии до революции в России. Царь был тогда в союзе с Соединенными Штатами и с Англией, и никто не ставил вопроса о выводе этих стран из состава России. Почему этот вопрос ставится теперь?
Рузвельт. Дело в том, что общественное мнение не знает истории. Я хотел бы поговорить с маршалом Сталиным о внутреннем положении в Соединенных Штатах. В будущем году в Соединенных Штатах предстоят выборы. Я не желаю выдвигать свою кандидатуру, но если война продолжится, то я, может быть, буду вынужден это сделать. В Америке имеется шесть-семь миллионов граждан польского происхождения, и поэтому я, будучи практичным человеком, не хотел бы потерять их голоса. Я согласен с маршалом Сталиным в том, что мы должны восстановить польское государство, и лично я не имею возражений, чтобы границы Польши были передвинуты с востока на запад — вплоть до Одера, но по политическим соображениям я не могу участвовать в настоящее время в решении этого вопроса. Я разделяю идеи маршала Сталина, я надеюсь, что он поймет, почему я не могу публично участвовать в решении этого вопроса здесь, в Тегеране, или даже весной будущего года.
Сталин. После разъяснения Рузвельта я это понимаю.
Рузвельт. В Соединенных Штатах имеется также некоторое количество литовцев, латышей и эстонцев. Я знаю, что Литва, Латвия и Эстония и в прошлом и совсем недавно составляли часть Советского Союза, и, когда русские армии вновь войдут в эти республики, я не стану воевать из-за этого с Советским Союзом. Но общественное мнение может потребовать проведения там плебисцита.
Сталин. Что касается волеизъявления народов Литвы, Латвии и Эстонии, то у нас будет немало случаев дать народам этих республик возможность выразить свою волю.
Сталин. Это, конечно, не означает, что плебисцит в этих республиках должен проходить под какой-либо формой международного контроля.
Рузвельт. Конечно, нет. Было бы полезно заявить в соответствующий момент о том, что в свое время в этих республиках состоятся выборы.
Сталин. Конечно, это можно будет сделать. Я хотел бы знать, решен ли окончательно вопрос об отъезде завтра.
Рузвельт. Мне сообщили, что завтра будет благоприятная погода.
Документ был опубликован еще в начале 60-х годов прошлого века и никогда не был оспорен ни Сенатом, ни Конгрессом США. Про пакт Молотова-Риббентропа знают все. Про пакт Сталина-Рузвельта предпочитают не вспоминать. Особенной забывчивостью страдают США и страны Балтии. Пакт Молотова-Риббентропа действовал полтора года, пакт Сталина-Рузвельта — сорок шесть лет!
Кратко, таинственно и без мистики
Каковы логика и мотивы Рузвельта? Он не сомневается, что плебисцит в Прибалтике будет таким же дружным в пользу присоединения к СССР, как и в 1940, причем провести его можно без международного контроля. Рузвельт собирается выставить свою кандидатуру на предстоящих в 1944 году президентских выборах. Будучи человеком практичным, он не хотел бы потерять 5-6 миллионов голосов американцев польского (!) происхождения. Далее Рузвельт подтверждает содержание секретной части пакта Молотова-Риббентропа о разделе советских и германских сфер влияния, но просит понять, что в данный момент не может заявить об этом публично. Наконец, он дает слово Сталину, что не будет воевать с СССР за независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
По законам жанра в этом месте (после третьего удара молотком) аукционист кричит: "Продано!" Покупателю предлагают рассчитаться.
Какова была плата за участие в сговоре? Сталин не стал настаивать на немедленном открытии Второго фронта. Цена этого вопроса — несколько миллионов жизней советских людей, отданных, в том числе, и за освобождение Прибалтики от нацистской оккупации. Сталин дает согласие на послевоенное расчленение Германии по плану Черчилля, но требует бонус — незамерзающие порты на Балтийском море Мемель и Кенигсберг, а также советско-польскую границу 1939 года с учетом приобретенных в том году территорий для Украины и Белоруссии.
По итогам конференции западные союзники предлагают Сталину принять коммюнике. Дословно это выглядело так:
Черчилль. Нужно, чтобы коммюнике было кратким и таинственным.
Сталин. Но без мистики.
Все предельно откровенно. Рузвельт и Черчилль продали Польшу, Литву, Латвию и Эстонию за возможность на год оттянуть открытие Второго фронта и таким образом сохранить миллионы жизней англичан и американцев.
Извинения и компенсации
Сегодня Конгресс США просит президента Буша, за невозможностью призвать к ответу СССР, переложить ответственность на правительство Российской Федерации. России предлагается признать, что "советская оккупация Латвии, Эстонии и Литвы в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в течение последующих 51 года была незаконной".
Тема извинений и признаний для руководства РФ с одной стороны весьма болезненная, но зато с другой — заведомо выигрышная. Болезненная в части вопроса об извинениях. Извиниться значит признать, признать значит разделить вину с выдающимися представителями грузинского народа Иосифом Сталиным и Лаврентием Берия со всеми вытекающими из этого последствиями.
Народы стран Балтии должны понимать, что Россия за СССР не ответчик. Если вина перед народами Балтии за события 1940 и 1944 годов доказана, то разделить ее следует между всеми субъектами СССР, включая Грузию и Украину. При этом неизбежно встает вопрос об узурпации власти в России представителем Грузии Иосифом Джугашвили. Не случайно президент Михаил Саакашвили поднял вопрос об "оккупации" Грузии Россией в XIX и XX веках. Таким наивным образом он пытается упредить возможные претензии России.
С другой стороны, Россия могла бы вычесть из предложенного срока полтора года по пакту Молотова-Риббентропа и четыре года нацисткой оккупации, а вину за остальные 46 лет оккупации согласно пакту Сталина-Рузвельта переложить на Грузию, США и Великобританию. Пусть Конгресс США тогда извиняется за сговор в Тегеране и доказывает, что США никогда (!) не признавали оккупацию стран Балтии.
Кстати, Конгресс США долгое время тянул с извинениями перед афроамериканцами за "несправедливость, жестокость и бесчеловечность", проявленную федеральными властями по отношению к их предкам. Тянул, потому что официальное признание вины могло повлечь за собой вопрос о выплате компенсаций потомкам пострадавших.
Мораль
Если кратко и без мистики, то народы (не руководители!) Литвы, Латвии и Эстонии просто обязаны потребовать от Грузии, США и Великобритании официальных извинений и материальных компенсаций. Основанием для требования служит конкретная вина грузин Иосифа Сталина (Джугашвили) и Лаврентия Берия за оккупации 1940 года, вина Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля за сговор со Сталиным 1 декабря 1943 года в Тегеране и оккупацию 1944 года.
Мы об этом знаем, а вот знают ли об этом народы Литвы, Латвии и Эстонии?
http://rus.delfi.ee/projects/opinion/article.php?id=19907972