Димитрий Кленский Министр иностранных дел ЭР Урмас Паэт заявил в телепередаче Terevisioon, что безвизовый режим с США подогреет интерес к принятию эстонского гражданства. То есть пряник для будущего гражданина ЭР – шанс свободно въехать в США. То есть само по себе эстонское гражданство не есть самоценность.
Поняв, что «сморозил», министр добавил: у людей, конечно, есть и более принципиальные мотивы. Вот и президент ЭР Тоомас-Хендрик Ильвес постарался замаслить тех же серопаспортников, принимать эстонское гражданство – он устроил торжественный прием в «русском» Кадриоргском дворце и сам вручал паспорта новоиспеченным гражданам.
Опомнились наши государственные мужи. Но где, же они были все последние 17 лет восстановленной независимости Эстонии?
Впрочем, насколько искренне сказанное в Кадриорге? Ведь все эти годы гражданство дозировалось, его давали по четкой квоте, да в награду за лояльность, за признание себя «оккупантом», «колонистом» или их потомками, а также реальной сегрегации в Эстонии.
Ослепление государственной идеологией моноэтнизма, отторжение «иноземцев» (в том числе и граждан ЭР – неэстонцев) от общественно-политической и социально-экономической жизни страны, привело сначала к тому, что в Эстонии массово брали российское гражданство. Сегодня у нас живет самая большая группа населения – граждан России на просторах бывших республик СССР.
И сегодня, в XXI веке треть жителей – неэстонское население, разделено на три группы: обладателей синих, красных и серых паспортов. Причем натурализованный гражданин ЭР по закону может в отличие от «правопреемного» лишиться паспорта за нелояльность.
Такая диверсификация ничего хорошего не дала. Она унизительна. Она разъединила людей и не позволяет создать единое гражданское общество.
Более того, многие «иностранцы» (кстати, две трети их родилось в Эстонии) уже и не хотят получать гражданства страны, которая продолжает быть им «мачехой».
А потому призывы президента страны в Кадриоргском дворце содействовать получению эстонского гражданства не просто запоздалые, но снова формальные, то есть пустые. Ведь по сути политика Эстонии в области гражданства и межэтнического общения остается дискриминационной и антигуманной.
Выход прост, как и 17 лет назад – «нулевой вариант» гражданства. Впрочем, примут ли его уже сегодня «разные там» неграждане и иностранцы? Ведь в цивилизованном государстве гражданством не торгуют. Им становятся по рождению или оно желанно не только ради прав, но и обязанностей.